В этой семье братьям разрешено жениться на сёстрах. Зато запрещено смотреть телевизор в свободном режиме, а только по выходным, на каникулах и то лишь добрые, поучительные фильмы и мультики, отобранные папой. В семье - 65 детей. Её глава - настоятель Свято-Троицкой обители милосердия в Саракташе Николай Стремский.
И та ничья, и тот ничей
Наша газета уже писала о семье Стремских. Дети здесь десяти национальностей. Есть даже индус. Может, на самом деле национальностей и больше, да как узнать!
Большинство детей были брошены биологическими родителями. Отец Николай брал их из разных детдомов, подбирал беспризорных с улицы. Одну пятилетнюю девочку нашёл и вовсе полуокоченевшей на трупе матери. Беженка из Узбекистана замёрзла, когда в Оренбуржье стояли 40-градусные морозы. Среди детей Стремских пять инвалидов, есть мальчик с диагнозом детский церебральный паралич.
Кстати, первых двух детей, с которых и началась многодетная семья, привела их родная бабушка.
- Это было в 1992 году, - рассказывает отец Николай. - Помните тот период, когда развалился Советский Союз, одновременно стали рушиться и семьи. Вот и пришла старушка, говорит, мать детей убили, отца нет, самой не потянуть, а у вас, мол, дом милосердия открылся.
Дом милосердия действительно открылся, но предназначался он для одиноких тяжелобольных стариков. Своих детей у супружеской пары не было, вот и решили взять этих девочку и мальчика к себе в дом, в семью. Потом подумали: можно ещё нескольким сиротам дать родительскую любовь. Сам-то отец Николай тоже из многодетной семьи. Пошёл в детдом, а ребятня его обступила, обняла, кричат наперебой: «Это мой папа пришёл!» Вот и увёл с собой батюшка сразу с десяток малышей. Потом ещё 12, ещё и ещё, так и набралось мал мала меньше. Самой старшей, Насте - 22, младшему, Ванечке в феврале исполнится 2 года.
В семье Стремских сыграли уже 11 свадеб, причём в двух случаях поженились сводные братья и сёстры.
«Как папа» можешь ты не быть
Отец Николай уже и дедушка. В браках его детей родилось восемь малышей. Детям, создавшим собственные семьи, отец Николай помог с приобретением своего угла, кому домик прикупил, кому квартирку неподалёку. Ведь все они так или иначе продолжают работать в обители: кто бухгалтером, кто воспитателем... Обеспечить детей жильём священнику помогают спонсоры, те, кто сочувствует его положению, понимая, как трудно поднимать детей. Несколько ребят получают образование вдали от дома: учатся в медучилище, в кадетском корпусе... Есть и студент юридической академии.
Алексей пошёл по отцовским стопам и уже учится на втором курсе в Московской духовной семинарии, которую в своё время заканчивал и отец Николай.
Дни рождения здесь не считаются такими уж значительными праздниками, как у любого из нас. Зато день ангела, иначе говоря, день святого, в честь которого назван ребёнок, отмечается по полной программе. И, как правило, именинниками бывают сразу несколько детей.
- У нас только Кать четыре, - говорит матушка Галина. - Других имён по двое-трое.
Ёлку семья наряжала лишь 4 января и подарки получали в рождественскую ночь, а не в новогоднюю. И ёлки, между прочим, наряжали две - в каждом корпусе свою. Дело в том, что мальчики и девочки здесь живут в разных корпусах и учатся в разные смены. Родители считают, что раздельное обучение и проживание плюс постоянная занятость чем-то полезным оградят подростков от ненужных в их возрасте влюблённостей и помогут сосредоточиться на учёбе. Помимо учёбы старшие ухаживают за младшими, за стариками в доме милосердия, помогают на церковных службах, чистят снег во дворе, убирают свои комнаты, девочки учатся готовить, мальчики - столярничать. Скотина и огород тоже подходящая точка приложения сил.
Вояж, вояж
Свободное время обычно посвящают музицированию. В арсенале пианино, баян, гитара и даже гусли. И, к слову, есть успехи. Старшая Настя учится на профессионального хоровика-дирижёра в музыкальном колледже, а хор Стремских знают уже не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Финляндии, США, Германии, Австрии. Чаще всего концерты организуются либо на деньги спонсоров, либо по линии православной церкви за границей. Совсем недавно отец Николай и 13 его сыновей и дочек из тех, что старше 12 лет, выступали в Вене, в красивейшем готическом соборе Фотивкирхе. Из ежегодных вояжей больше остальных дети ждут июльского посещения Троице-Сергиевой лавры в подмосковном Сергиевом Посаде. Туда вся семья ездит на собственном огромном автобусе. Ещё одна поездка в полном составе состоялась в мае 2006-го, когда отцу Николаю и матушке Галине Софи Лорен на церемонии в Москве вручала премию «Золотое сердце».
Кстати, технически не все Стремские Стремские. Фамилию отца официально носят лишь 25 усыновлённых детей - тех, что вписаны в его паспорт. Над остальными оформлено опекунство, и фамилии у детей остались прежними. Однако наметилась тенденция - по достижении 14 лет, когда человек может выбирать себе фамилию, дети из этой семьи (кто хочет) записываются Стремскими.
Обитель славит Саракташ, а настоятель - Бога
Глава семейства постоянно в делах и разъездах (деньги на жизнь нужно добывать). И матушка не отказалась от своей профессиональной деятельности. По образованию она - иконописец. Многие иконы на территории обители - её кисти. А в одном из храмов - Свято-Троицком соборе - висит расшитая бисером Казанская икона Пресвятой Богородицы. Приходу настоятеля Николая Стремского её подарил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Некоторые считают Стремских не полноценной семьёй, а семейным детским домом. И, по мнению самих Стремских, ошибаются. Да, дети условно разделены на группы, да, растить их помогают нянечки, воспитатели, повара, технички. Но здесь их не выставляют на улицу после 18 лет, не допускают дедовщины и каких-либо физических воздействий за непослушание. На праздники дарят подарки. Дети зовут батюшку и матушку папой и мамой. Да и это не главное. А главное - отношение, общение внутри семьи. Когда малыши ползают по папе, мальчишки меряются с ним в крепости рукопожатия, девочки льнут к маме. Пусть не все одновременно, а по очереди, но каждый получит родительскую ласку.
А детский дом, семейный или полусемейный, в Саракташе действительно может появиться, если отец Николай сможет добыть достаточно финансов для обустройства приюта на 200 - 300 детей. Но это пока мечты и прожекты, которые многим могут показаться фантастическими. Однако уж коль на месте обычного молельного дома, который был в Саракташе до прибытия отца Николая, появился православный комплекс, принёсший райцентру из российской глубинки мировую известность, то в чудеса вполне верится.
Марина ВАСИЛЬЕВА
Саракташ
четверг, 19 июня 2008 г.
Мама-матушка, папа-батюшка.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий